Если совсем недавно Италия, Неаполь в частности, оказались на пороге экологической катастрофы из-за, мягко говоря, переизбытка мусора, то в Швеции – самой чистой европейской стране – ситуация диаметрально противоположная: мусора катастрофически не хватает. Казалось бы – нужно радоваться! А нет – мусор и процессы его переработки являются важными элементами энергетики скандинавской страны. В рамках государственной программы переработки отходов значительная часть мусора попадает не на свалки, а на специальные предприятия, где в ходе переработки из мусора получают тепловую и электроэнергию.
Нехватка мусора, таким образом, негативно сказывается на отоплении энергозависимых от спецпредприятий жилых домов и производств.
На призыв о помощи со стороны Швеции с охотой откликнулись соседи: Норвегия пообещала ежегодно осуществлять вывоз мусора до 800 тысяч тонн для поддержания на плаву «отходного» сектора шведской энергетики.
Однако как оказалось даже помощь Норвегии не решит проблему. Вопрос о том, где достать мусор для энергетических предприятии (а значит сэкономить традиционные энергетические ресурсы, т.е. нефть и газ), остается для страны актуальным. Поэтому в недавних заявлениях ответственных лиц правительства Швеции уже промелькнули слова о том, что они готовы принять «помощь мусором» от любой европейской страны.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что безвозмездная помощь соседей принимается далеко не всем Шведским обществом.
Ряд экологических организаций, чьи политические позиции всегда были сильны в скандинавских странах и чья позиция отличалась крайне радикальным протекционизмом, заявили о недопустимости использования чужого мусора. Даже для таких целей как поддержание на плаву энергетики.
Оказалось, что проведенные ими исследования показали, что качество мусора из-за рубежа чересчур низкое: количество веществ, которые в процессе переработки (сжигания) выделяют диоксины настолько велико, что мусорный импорт вредит экологии страны.
Учитывая твердые позиции и экологов, и энергетиков - ситуация патовая: импортный мусор вреден, но и отказаться от него уже нельзя.